Из истории сопровождаемого трудоустройства.

Часть 1. Зарождение. Клубные дома.

Свои истоки сопровождаемое трудоустройство или, как это еще называется в англоязычной литературе, «поддерживаемая занятость» берет в далеком 1959 году в США, с момента основания знаменитой международной организации Fountain House («Дом с фонтаном»). Эта организация ввела в обиход такое понятие как «Клубный дом». Данный проект интересен тем, что это по факту пациентское сообщество людей с психическими особенностями. Как правило, это «дома» дневного пребывания, где предусмотрен ряд активностей.

Человек с диагнозом, как правило, сильно стигматизирован и ищет поддержки у референтной группы, у себе подобных, там легко и там всегда примут тебя со всеми твоими особенностями. Концепция таких клубных домов базируется на известном коммунистическом постулате: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». В клубный дом может прийти любой пациент, подписавшийся под правилами дома, принимающий его Устав. Как правило, это пациенты не в явном обострении, но они могут быть в разной степени функциональности.

Кто-то просто может приходить и молча сидеть в уголке, созерцая происходящее; кто-то уже готов посвятить свое время творчеству: лепке из пластилина, вышивке, написанию картин. Именно в этих условиях зародилась концепция сопровождаемого трудоустройства, а также начали функционировать бригады самопомощи.

Как правило, при таких домах функционировали столовые или кафе, небольшие сувенирные мастерские, где трудились более функциональные пациенты. Продукция кафе шла как на нужды самого Клубного дома, так и могла идти на продажу. При этом не существовало какого – либо строгого распорядка в оформлении трудовых отношений, в трудовой дисциплине.

Единственное, что было предусмотрено, что пациенты должны были быть заменяемы, и в случае обострения одного работника, к нему на помощь спешил его товарищ. По такому же принципу начали функционировать бригады самопомощи. Если замечали, что один из пациентов куда-то запропастился и давно не появляется, к нему домой с визитом спешили его верные товарищи. При необходимости уговаривали его посетить врача, или даже пройти курс лечения в больнице.

Со временем данная модель клубных домов стала настолько популярна, что распространилась по всем США, а затем уже началась общемировая экспансия.

Дошла эта модель и до России в 1990-е годы прошлого века. В частности, в Санкт-Петербурге долгое время функционировал «Невский Клубный дом», однако с изменением социально-экономической и что главное политической ситуации, он прекратил свое существование. Сейчас подобные реабилитационные пациентские центры функционируют только в Москве и в Архангельске.

Частично в усеченном виде модель клубного дома реализуется некоторыми НКО, как в стране, так и в Санкт-Петербурге, однако клубный дом – не просто формат, но и еще определенная философия, философия равноправия и взаимовыручки, отхода от объективации инвалидов со ставшей уже сакраментальной фразой «наши ребята», с механизмами развития личной ответственности за себя и за окружающих и, в конечном итоге, прекрасными показателями реабилитации и реинтеграции в общество.

Возможно, наше общество, наш третий сектор пока еще просто не готов к реализации подобной модели, хотя определенные подвижки есть, что не может не вдохновлять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.