В опубликованном в начале года исследовании hh.ru назван основной тренд последнего времени. Так, интерес россиян к вакансиям со свободным графиком или на неполный день за год вырос вдвое. Многие за прошедший год пандемии научились работать удаленно и считают такое положение более выгодным. При этом отношения между работником и работодателем по теме удалённой работы во многом «по любви». Все больше работодателей взвешивают «все за и против» и делают выбор в пользу удаленки. Надо сказать, что эта идея вовсе не нова: ещё в 2017 году «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») в качестве эксперимента перевёл 56% своих офисных сотрудников на удаленную работу. Руководству компании понравилась идея экономии на аренде офисных площадей и обслуживании офисной техники. Работники так же остались не в накладе: теперь можно планировать свой рабочий день «под себя», в случае необходимости всегда можно «вырваться» к врачу, или отвести ребёнка на кружок.
Однако, видимые преимущества оборачиваются своими минусами: если раньше за рабочее место специалистам в крупных городах приходилось конкурировать только со своими «земляками», то теперь в игру вступают жители регионов, чьи зарплатные ожидания значительно скромнее.
Вместе с тем, удалённый формат работы может обернуться видимыми возможностями для людей с инвалидностью. По данным правительства Санкт-Петербурга, в городе проживает 566 585 инвалидов, в том числе 89 645 трудоспособного возраста. Многие из них имеют необходимый уровень образования и компетенций. Конечно, новый, удалённый формат работы во многом повышает их конкурентоспособность на рынке труда, а у предпринимателей, особенно социально ответственных компаний расширяются возможности по подбору кандидатов.
Например, Центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК» активно начал использовать форматы очно-заочной (день в удаленном формате, день в офисе) и удаленной работы. «Так, на данный момент более 25% от штата сейчас работают в таком режиме, при том, что большая часть из них — это люди с ограниченными возможностями здоровья», — отмечает директор Центра Иван Граевский . «А ввиду ограниченных ресурсов, для социальных учреждений (НКО) это выход. Мы продолжим организовывать (создавать) удаленные рабочие места, в том числе для людей с инвалидностью, и совершенствовать способы коммуникаций между работником и работодателем», — заключает эксперт.
В любом случае, как отмечают многие эксперты, после пандемии рынок труда будет меняться кардинальным образом, и мы сейчас только в начале перемен.
Поживем — увидим.
————————————
В статье использованы материалы Правительства Санкт-Петербурга, «Российской газеты» и портала РБК.